Неординарная, импульсивная личность или, проще говоря, человек не от мира сего. Так многие представляют себе художника. А его работу — как нечто таинственное и загадочное, подвластное капризам вдохновения. Соответствует ли это реальности? Адукар решил разобраться. Белорусский художник Александр Оседовский поделился с Адукаром профессиональным опытом и развенчал многие стереотипы.
Почему Вы захотели стать художником?
А это обычно никто не решает — так складывается жизненная ситуация, что было и в моём случае. Папа у меня был художник. Хотя решающую роль сыграло не это. Учился я в 75-й минской школе с архитектурно-художественным уклоном — так или иначе мы там все рисовали. В восьмом классе ребята стали задумываться о будущей профессии. Задумался и я. А везде нужна была математика. Она же для меня — сплошное мучение с первого класса. Для поступления в художественное училище математика была не нужна. Почти все выпускники нашего класса пошли туда. Родители поддержали мой выбор — так и начался путь в художники.
Бытует мнение: двери БГАИ открыты лишь детям-внукам маститых творцов. Что Вы можете сказать на это?
Я бы не утверждал, что с поступлением в Академию искусств всё так однозначно. Да, это специфическая кухня. Тут есть место протежированию: подготовка к внутренним экзаменам у преподавателя вуза повышает шансы на поступление. Ещё вот какой нюанс: если не знаешь правильное решение задачи, то оно известно другим людям — преподавателям, студентам, учителям. А в искусстве универсального решения нет. «Так видит художник, он выразил нечто глубокое».
Допускают большую ошибку родители, которые хотят дать ребёнку художественное образование, несмотря на отсутствие у него таланта, способностей. Ведь жизнь ставит свои условия. Получив желанный диплом, выпускник не может трудоустроиться или работает впоследствии совершенно по другой специальности. А всё потому, что вещи, которые он делает, не трогают или попросту никому не нужны. Хотя в вузе получал высокие отметки. Кто же во время учёбы заботился о результате, а не о хвалебных отзывах, легко найдёт себе работу. Сейчас, к примеру, развитие компьютерных технологий предоставляет большие возможности для трудоустройства. Умение хорошо рисовать на бумаге — основа работы в компьютерной графике.
Какие жизненные и профессиональные уроки дала Вам учёба в Академии?
Я думаю, такие уроки в любом деле одинаковы. Всё сводится к количеству упражнений и направлению, по которым они заданы. Не талант, не одарённость, не снопы божьих искр играют решающую роль в становлении мастерства художника — рутинные, часто нудные и тягомотные упражнения. Я называю это «тренировочный процесс».
Предрасположенность к рисованию должна быть, но это ещё не всё. Велика роль среды, в которой учишься. Если заниматься рисованием серьёзно, то где-то лет с 14-ти неизбежно что-то начнёт получаться. Лучше, хуже, но начнёт. А вот когда получится сделать очень хорошую работу, тогда это и будет самой действенной мотивацией к дальнейшему развитию. И очень важно, чтобы преподаватель указывал нужное направление. К сожалению, педагог порой умышленно задаёт неверный курс в работе, а потом человеку почти невозможно вернуться назад и исправить допущенную ошибку. Что занижает его самооценку: «Я такой неспособный, у меня ничего путного не вышло». Хотя это не совсем так.
Лично мне во время учёбы не хватало специальных знаний. Преподаватели не всегда могли дать исчерпывающий ответ. Тогда я обращался к книгам и всегда находил то, что мне нужно. Например, как рисовать ткань, почему один берег реки должен быть таким, а другой таким. Правда, это были советские издания 40−60-хх гг. Авторы этих книг делились своим опытом от всей души, это была чрезвычайно полезная информация. Я специально завёл себе общую тетрадь, куда выписывал всё необходимое.
Нужна ли художнику дисциплина, а точнее самодисциплина или всё решает вдохновение?
Насчёт вдохновения есть фраза хорошая. Спрашивают у одного: «Что нужно делать, когда вдохновение долго не идёт?» А он отвечает: «Нужно выходить ему навстречу».
Поймать вдохновение — это как в поле словить руками бабочку. Крайне непросто, правда? А когда начинаешь что-то делать, бабочки сами прилетают. Выигрывает не самый талантливый, а человек средних способностей, который может организовать рабочий процесс и делать то, что не хочется, но должно быть. Отсутствие вдохновения — оправдание бездействия. Оно никак не заменяет результат.
Для современного художника чрезвычайно важно саморазвитие и самообразование. Посещение выставок, чтение литературы, в том числе мемуаров художников, их биографий, личные раздумья, общение. Необходимо иметь широкий кругозор. То, что ты впитываешь, реализуется потом через твои картины. Музыка, фильмы, окружение — всё влияет на это.
Чтобы состояться в профессии, обязательно ли оканчивать вуз?
Учёба в вузе как раз-таки предусматривает те самые тренировочные занятия, необходимые для усвоения сложных навыков. Самостоятельно процесс обучения не построишь. К примеру, когда я учился, у нас шесть дней в неделю с девяти до двух — рисунок, живопись, потом другие лекции. Почти тоже самое в институте. Всё это время отводилось на рутинный процесс наработки навыков. Коллектив порождает небольшую конкуренцию, но она тоже нужна. В этом и заключается важность учебного заведения.
У певца, музыканта есть слушатель, у актёра — зритель, у писателя — читатель. А для кого творит художник?
У художника своя аудитория: люди, которым нравятся его работы. Правда, она точечная: художник не собирает стадионов. Выставки, художественные галереи — те места, где автор находит отклик. Главное — делать то, что любишь, не врать и не притворяться. Фальшь никого не тронет. Когда пишешь в своё удовольствие, выкладываешься по-максимуму, это зачастую и цепляет людей.
Что, на Ваш взгляд, является мерилом таланта художника?
Редко художник бывает любим и признаваем всеми. К примеру, Рубенс писал картины для королевского двора, а вот тамошний союз художников (говоря современным языком) его не принимал к себе. В его картинах находили за уши притянутые недостатки. А вообще в каждом человеке есть внутренний компас, показывающий, что он на самом деле из себя представляет.
Нужно уметь посмотреть на свою работу глазами стороннего наблюдателя, относиться к себе самокритично. Тогда сразу понятно, куда двигаться, что исправлять. Опять же в искусстве трудно объективно оценить успешность проделанной работы. В спорте забил гол — молодец.
Пожалели Вы хотя бы раз о своём выборе?
Тут по большому счёту нет никакого выбора. Когда столько времени ушло на формирование какого-то навыка, то его просто так не выкинешь, другим не займёшься. Профессия уже тогда не отпускает. Если ты всю жизнь занимался керамикой, писать романы или музыку не начнёшь. Даже после перерыва всё равно вернёшься к керамике.
Есть ли у Вас ученики, которым Вы передаёте своё мастерство?
Потребности в таких учениках для самоутверждения у меня нет. Я преподаю рисунок студентам архитектурного факультета БНТУ. Вот там я и делюсь своим опытом.
Наверняка, у каждого художника случаются моменты творческого кризиса. Как с ним справляться?
Себя нужно закалять, к примеру, через спорт. В школьные годы я занимался хоккеем. Тогда трудности в работе и неудачи переносятся легче, это учит не опускать руки.
Уметь отдыхать от будничных забот тоже важно. К примеру, взять с собой еды, воды, компас — и пройти большое расстояние. Главное, чтобы отдых не сводился к выпивке.
Недавно умер мой однокурсник с отделения графики. Он жил за границей, шикарно, хорошо. И начал потихонечку выпивать дорогие напитки. Потом с дорогих перешёл на более дешёвые, без которых уже не мог. Хотя в студенческие годы за ним ничего подобного не наблюдалось. Враньё, когда говорят, что выпив, творишь лучше. Нет, в состоянии опьянения сбивается прицел, рука не тверда. Приподнятое настроение — миф, самообман.
Поэтому я за здоровый образ жизни. Хотя это и звучит заезженно и, возможно, неправдоподобно, но тем не менее. Когда в жаркий день прогуляешься несколько десятков километров, съешь в каком-нибудь городке мороженое — это такое счастье! (Смеётся)
От каких иллюзий о работе и жизни художника нужно избавиться молодому человеку, пожелавшему связать будущую профессию с искусством?
Это такая же работа, как и вся остальная. Здесь нет ничего сказочного, волшебного. Плоды работы художника видны не сразу. Успех, признание быстро не приходят. Духовный, личностный рост художника отражает тематику, глубину его работ. Уходят годы на то, чтобы научиться выражать чувства, мысли на холсте. И вот когда знаешь, что и как ты хочешь сказать, держать это в себе не сможешь. Если бы Ян Матейко не нарисовал знаменитое полотно «Битва при Грюнвальде», то это не давало бы ему покоя, грызло изнутри. Всё равно бы он пришёл к данной работе. К примеру, до военной темы я писал пейзажи, натюрморты, портреты (их я особо ценил), но всё это казалось мне малозначительным. И только когда я дорос до темы войны, ощутил радость и чувство глубочайшего удовлетворения от самореализации.
Материальное благополучие белорусского художника: миф или реальность?
А тут всё зависит от него самого. Агентства по оформлению интерьера, преподавание в разных школах приносят стабильный заработок. Продажа картин, как ни странно, вещь сезонная: больше всего покупают осенью. Зимой, после Нового года, — затишье до марта. И даже если полотно кому-то понравилось, не значит, что его купят. Порой художник не может найти средства на покупку материалов для работы. И такое бывает. Студенты вообще берутся за всякую подработку. Я тоже так делал. Зато подобные мелкие заказы помогают оттачивать мастерство.
Какие профессиональные качества современного художника Вы можете назвать?
В первую очередь, он должен быть самоорганизованным, затем дисциплинированным и, наконец, трудолюбивым, чтобы много времени тратить на работу, упражнения. Ну и без предприимчивости, умения заводить связи, получать полезную информацию не обойтись: найти работу, заказчика, место для выставки. Мир сейчас настолько сложный и многогранный, что приходится задействовать все способности, которые в тебя вложены. А если чего-то не хватает, развиваешь это. На лекции одного академика я услышал такую мудрую вещь: предназначение каждого человека в том, чтобы раскрывать свой индивидуальный, генетически заложенный потенциал. Главное — не искать вдохновения в алкоголе, наркотиках. И не нужно заниматься подменой понятий: недостаток, а порой и халтуру, называть авторским видением. Этим, к слову, грешит современное искусство.
Ещё в изобразительном искусстве есть такое железное правило: никогда не идти на поводу у заказчика. Нужно соотносить его желания со своими возможностями. Заказчик что-то придумал и надеется, художник сможет это реализовать, но не тут-то было.
Вот, казалось бы, рисование красками на холсте, а столько сложностей! (Смеётся)
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by