Окончание 11 класса — это рубеж между детством и взрослостью, когда подростку предстоит совершить первый ответственный выбор. Если до этого все его решения в той или иной степени контролировались родителями, то сейчас он делает шаг, за который будет нести полную ответственность. Психолог-профориентолог образовательного центра Адукар Анна Исаенко рассказала, как раскрыть одарённость и выбрать профессию согласно своему предназначению.
На консультациях по профориентации вы помогаете людям найти своё призвание. А как пришли в свою профессию вы?
Взрослые состоявшиеся люди придумывают ответ на этот вопрос таким образом, чтобы у подрастающего поколения сложилось впечатление, что человек уже с пелёнок знает, к какой точке ему двигаться. Но это не так. Ведёт нас по жизни цепь случайных встреч и событий. Когда мы становимся зрелыми и сознательными, то всё больше и больше можем влиять на случайности и выстраивать свою логическую цепочку.
Из всего того, что может делать психолог в системе образования, я выбрала профориентацию. Почему? Потому что я была той самой отличницей, которая не знала, куда поступать. Это очень тревожная ситуация. Ты понимаешь, что разочаровываешь своих близких. Они ведь привыкли верить в тебя, гордиться тобой, что ты хорошо учишься и с тобой нет проблем. Но вдруг ты заявляешь, что не знаешь, куда поступать.
Но почему получается, что один ребенок быстро понимает, кем он хочет быть, а другой никак не может определиться с профессией?
Если человек полноценно прожил детство, у него не должно возникать проблем с выбором профессии. Если ребёнок имел счастливую возможность попробовать себя в самых разных ролях, побыть «и швецом, и жнецом, и на дуде игрецом», то где-то обязательно должно щёлкнуть. Когда ты попадаешь в ту деятельность, которая отвечает твоему предназначению, у тебя начинает получаться лучше, чем у других. И плюс возникает ощущение удовольствия. «Ух ты, как здорово! Нет, не мешайте. Можете не кормить, только дайте этим заниматься». Твою работу начинают хвалить, и тут ответ приходит сам собой. Ты понимаешь, чем любишь заниматься, и тебе совсем не жалко инвестировать в это львиную долю своего времени.
Когда ребёнок интересуется профессией, которая не так высоко оплачивается, родители могут выступать против. Как разрешить такую ситуацию?
Не надо бояться выбирать малооплачиваемую профессию. Надо опасаться, что ты останешься посредственным в высокооплачиваемой профессии.
Если ребёнок выберет ту деятельность, которая будет его утомлять, пять дней в неделю он будет находиться в рабстве. Так не должно быть. Деятельность должна заряжать энергией, приносить удовольствие. Ведь мы тратим на работу огромное количество часов. Если это время человек отдаёт нелюбимой работе, он достоин сожаления.
Когда человек нашёл своё призвание и вложил туда силы, к нему приходит признание и финансовая состоятельность. Поэтому когда родители спрашивают меня, как выбрать ребёнку денежную профессию, я отвечаю: «В соответствии с призванием».
Что делать, если ребёнок не может определиться с тем, чем он хочет заниматься?
Если человека не устраивает ситуация, значит, он ещё не делал то, что должен. Нужно расширять диапазон своих возможностей, событий, ситуаций, встреч. Конечно, для этого нужно время. На то и даётся детство. Но если до сих пор не получилось, есть две версии. Либо снова искать там, где ты ещё не был, брать себя за шиворот и тащить, даже если не хочется. Попав в новую ситуацию, встретившись с новыми людьми, повышаешь шанс найти деятельность, которая зарядит тебя энергией.
Если нет — добро пожаловать в Адукар на консультацию по профориентации. Мы проведём психологическое тестирование, поскольку всё равно любая предрасположенность проявляется в типе характера, в структуре способностей. Уже в ходе беседы я постараюсь вытянуть из ребёнка самые смелые мечты, даже если они размыты и не структурированы. Всё равно ведь каждый о чём-то мечтает перед сном. Эти самые неясные образы и ложатся в основу рекомендации по профессии. Я не выдумываю за ребёнка и не говорю, что вот, это твоё. Всё становится очевидно в процессе беседы. Консультация по профориентации — это мозаика из очень многих компонентов.
А приглашаете ли вы на консультацию родителей?
Обязательно. Они не посторонние люди, а полноправные собеседники. Но первую скрипку всё равно играет ребёнок, и он говорит, о чём мечтает. После консультаций у родителей иногда меняется их точка зрения на ребёнка. «Мы думали, что это несерьёзно». А ребёнок отвечает: «Видите, я же вам говорил!»
Однажды у меня был такой случай. В одной из гимназий, ещё в процессе тестирования, я заметила девочку, которая упорно делала тесты и тревожилась, чтобы всё получилось как можно лучше. Я к ней подошла, положила руку на плечо и сказала: «Не волнуйтесь. Уберите синдром отличницы. Меня интересует не ваш превосходный результат, а сочетание ваших сильных и слабых сторон. Потому что слабая сторона — это тоже информация». Девочка похлопала глазами, но всё равно продолжила старательно делать тест. Когда она с родителями пришла на консультацию, я всё поняла. Там был очень авторитарный папа — главный инженер какого-то предприятия. Он задавал свои вопросы, постукивал кулаком по столу. Говорил, что дочь ленится, не старается. Не ясно, что из неё вырастет. Мама была эмоциональным буфером между мужем и ребёнком, а девчонка просто сидела вся в слезах. Я решила успокоить её, переключив внимание. У неё на руках были искусно сплетённые фенечки. Я спросила: «Это ты сама сделала?» Глаза девочки зажглись. «Да, это я сделала!» И начала рассказывать о том, как она этим занимается. Полился тот самый поток бешеной энергетики. Потом девочка стрельнула глазами на папу и снова спряталась в норку. А папа запричитал: «Да, вот этим она будет часами заниматься. Нет, чтобы физику учить!» И тогда я объяснила отцу, что это и был момент истины. Ведь сколько нужно часов кропотливого труда, чтобы сделать такую фенечку. Отец заметил, что на этом не заработаешь. Я предложила ему дать мне адрес электронной почты, чтобы я смогла выслать ссылки на те каналы YouTube, где девушки монетизируют свои умения. Получают деньги за рекламу и продают мастер-классы тем, кто хочет научиться плести фенечки, но живёт в маленьком населённом пункте.
И тогда отец согласился. И признался, что когда-то задавил такую одарённость в себе. Ведь самое большое удовольствие в жизни он получал, когда работал простым учителем труда. Но чтобы прокормить семью, был вынужден получить второе высшее образование и стать главным инженером. Такая вот история. Сегодня благодаря интернету возможности расширились многократно. И если раньше рынком сбыта была отдельно взятая деревушка либо город, то сейчас он безграничен. Если человек освоит азы, он сможет выйти на весь мир с результатами своей одарённости.
Можете рассказать ещё о каких-нибудь интересных консультациях из вашей практики?
Как-то ко мне на консультацию пришла девочка, которая росла в семье двух бухгалтеров. Она немного растерялась, ведь по типу характера ей действительно нужно было рекомендовать бухгалтерию: педагогичность, скрупулёзность, невысокая эмоциональность, любовь к выполнению правил. Но при этом у девочки наблюдался ярко выраженный творческий профиль, высокая оригинальность мышления, стремление к актёрской карьере и интерес к психологии. И мы выбирали: либо она будет выражать драму человеческих отношений через актёрство (что возможно), либо через психологию. Есть очень много вариантов соединить актёрство и психологию. Я сказала, что не особенно важно, куда она будет поступать — на актёрское или психологию. Где-то когда-то эти две вещи могут сойтись.
Допустим, ещё такая ситуация: человек выбрал профессию программиста, но он всё-таки экстраверт и ему не хватает общения с людьми. Он может перейти в преподавание или завести свой канал на YouTube и состояться как медийный персонаж. Сейчас, слава богу, не начало ХХ века, когда люди были ограничены сословными рамками: коль родился крестьянином, то так тому и быть. Не надо бояться что-то менять в своей жизни. Сегодня каждый может стать, кем хочет.
Постепенно исчезают рутинные профессии, которые обрекали человека на неосмысленную работу без удовлетворения и достойного заработка. Уходят в прошлое многие выматывающие и однообразные профессии. Однообразные операции отдаются роботам, и за счёт этого освобождается пространство для творческого труда.
У современного человека много возможностей творчески прожить жизнь и сделать свой авторский продукт, заявить о нём и стать востребованным, ярким, талантливым, знаменитым.
Поэтому такие вещи, как психологические консультации по поводу выбора профессии, на старте имеют очень большой смысл. Они человека ни к чему не обязывают, это не приговор, это просто спокойный разговор, как правило, в кругу семьи, о возможностях ребёнка. Чтобы он не тратил свои силы, не стучался в двери, которые для него полузакрыты.
Наверняка особенно стоит взвесить своё решение тем, кто выбирает серьёзную и ответственную профессию. Такую, как медик.
Моя дочь обратила внимание вот на какую вещь. Когда она была волонтёром, с ней работали немцы и британцы. И девушка из Британии, которая тоже была студенткой 2-го курса медицинского университета, была гораздо старше неё. В Британии на медицинские специальности люди поступают позже, чем у нас. То есть для того, чтобы убедиться, что это нелёгкая профессия твоя, нужно не один год поработать волонтёром. Есть специальный английский термин — gap year — это некий тайм-аут между школой и вузом, когда человек работает в волонтёрских проектах. Конечно, для этого нужен какой-то уровень обеспеченности страны, чтобы человек чисто экономически не погиб, нигде не работая. В волонтёрских проектах его кормят, но денег никаких не платят. Тем не менее, самый большой капитал, который в итоге выносит человек, это уверенность в выборе профессии.
Иногда человеку на помощь приходит Его Величество Случай. Он может быть счастливым и несчастливым. Вот мне помог счастливый случай: просто в какой-то момент меня заинтриговала психология и я подала документы. Моя дочь выбрала профессию исходя из несчастливого случая. Как профориентолог, я говорила ей: твоё — это копирайтинг, сценарное мастерство, писательство, блогинг. Но всё решил случай. Она оказалась на месте взрыва в метро. Это был для неё шок, психотравма, и она решила, что будет врачом в медицине катастроф. И несмотря на то, что по химии у неё были весьма посредственные отметки, она поставила себе цель и поступила на лечебный факультет медицинского университета. Только в середине третьего курса она мне сказала, что надо было слушать маму. Потому что предрасположенность даёт о себе знать. Естественнонаучные дисциплины ей давались с огромнейшим трудом.
И вот представьте такую ситуацию. Идёт практическое занятии по хирургии — планируется операция по ампутации конечности. Все реагируют по-разному: кто в обморок упал, кто живо обсуждает ситуацию. Парни рассуждают про скорость вращения пилы, девушки смотрят, как медсестра ловко делает анестезию. А моя дочь, как Мать Тереза, рассуждает: «Бедная бабушка, как она теперь без ноги?» Её интересует, как человек будет бороться с ограничениями, с которыми его столкнула жизнь. Это писательская черта. И не могу сказать, что она может помешать. Потому что медицина безбрежна. Ни Булгакову, ни Чехову, ни Дине Рубиной, ни Татьяне Соломатиной медицина не помешала стать хорошими писателями. Это бездонная кладезь сюжетов.
Получается, что не обязательно выбирать профессию в соответствии с предметами, по которым ты успеваешь?
Да, это очень вредная иллюзия. Лучше всё-таки поступать в соответствии со своим талантом, со своим предназначением. Академическая одарённость, которая в основном востребована в школе, — это только один из девяти видов одарённости. И когда педагоги говорят, что если ты плохо учишься, то из тебя ничего путного не выйдет, они берут грех на душу, ломая человеку самооценку. Ведь даже красный диплом не всегда значит, что ты 100% будешь отличным специалистом.
Одарённость не сводится к победам в олимпиадах и десяткам за контрольные работы. Это понятие гораздо шире. Нужно давать каждому возможность найти своё поле одарённости, состояться там, реализоваться и дальше выбрать профессию.
Так что же мешает одарённым детям стать одарёнными взрослыми?
Есть такая метафора, как батискаф. Когда человек живёт в батискафе своих актуальных возможностей. В нём безопасно, светло, тепло и сытно. Но чего-то не хватает, поэтому он и недоволен. А значит, надо выходить за пределы батискафа. Это страшно — сделать шаг туда, в темноту, где высокое давление, где обитают непонятные существа.
Точно так же с выбором профессии. Не надо бояться пробовать что-то новое. И если ты ещё не знаешь, где твоё, надо использовать все возможности. В том числе обращаться за консультацией. Это не стыдно. Это наоборот признак ответственного отношения к себе. Если у нас возникают какие-то проблемы со здоровьем, мы же не стесняемся обратиться за консультацией к врачам, которые либо развеивают наши сомнения, либо обращают наше внимание на какие-то вещи, которые нам угрожают. И чем раньше мы обратимся, тем лучше.
***
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by