Способным ученикам предрекают блестящее будущее, а на трудых ставят крест. Так уж повелось в обществе. Но порой всё случается с точностью до наоборот. Ведь одарённость — мощный инструмент, которым нужно уметь воспользоваться. Адукар собрал истории о том, как сложилась жизнь знаменитых гениев.
Эварист Галуа (1811—1832): за четыре года изучения математики основал высшую алгебру
Француз Эварист Галуа преуспел как в гуманитарных науках, так и математике. Будучи учащимся престижного колледжа выделялся на фоне других своими литературными способностями. Но вскоре всерьёз увлёкся математикой и захотел поступить в Политехническую школу. Однако обе попытки сдать экзамены с треском провалились. Комиссия регулярно выставляла Эваристу низкие отметки за письменные задания, потому что учёные не понимали его логики решения задач. А на устном экзамене комиссия просто высмеяла молодого человека, за что один из преподавателей схлопотал тряпкой.
В следующем году Эварист Галуа поступил в Приготовительную школу. За время учёбы юноша не только освоил всю программу по математике, но и самостоятельно изучил малоисследованные области науки. В 18 лет он написал и отправил в Парижскую академию свою первую работу. Но её… потеряли, а потому и оценить не смогли. Затем Эварист подготовил ещё три научных материала, которые отправили уже секретарю Академии. Но господин Фурье скончался, так и не ознакомившись с работами юноши. К слову, самих работ среди вещей секретаря не нашли.
Вскоре Эвариста исключили из Школы за политические взгляды. Чтобы заработать на жизнь, он давал уроки математики.
Его математический талант не раскрылся в полную силу из-за рокового случая: в возрасте 20 лет юноша погиб на дуэли. И только спустя 40 лет, после его гибели французские математики признали научную значимость трудов Эвариста Галуа.
Томас Эдисон (1847—1931): материнская забота сделала из «бестолкового» мальчишки гениального изобретателя
Первый патент американский изобретатель получил в 21 год. А за всю жизнь их собралось больше тысячи. С детства Томас Эдисон отличался любознательностью и рассеянностью, отчего ему попадало от отца и учителя. Эдисон-старший любил сына, но считал бестолковым. В школе Томаса нередко пороли, как глупого и неприлежного ученика. Просто вся методика обучения сводилась к зазубриванию уроков и беспрекословному послушанию. Непоседе Томасу тяжело давались такие правила. Отчего Эдисона в школе считали умственно отсталым. И неизвестно, что было бы с мальчиком, не возьмись мать за его обучение. Она забрала сына из школы после трёх месяцев обучения, и больше Томас туда не возвращался.
Нэнси Эдисон, дочь священника, получила хорошее домашнее образование. Но заниматься уроками с сыном ей не пришлось, ведь Томас самостоятельно постигал школьную науку. Мать лишь покупала для сына интересные книги и не заставляла подолгу сидеть за уроками, которые ему не нравились. Томас любил читать произведения Шекспира и Диккенса, работы по всемирной истории, а также научную литературу.
Эдисон на всю жизнь остался благодарен матери за понимание и возможность следовать своей мечте — исследовать окружающий мир. Пытливый ум, целеустремлённость и впечатляющая работоспособность помогли ему стать выдающимся человеком своего времени. Умер американский изобретатель в почтенном возрасте от осложнений сахарного диабета и был похоронен во дворе своего дома. Подробнее о жизненном пути гения читай в книге «100 человек, которые изменили ход истории. Томас Эдисон».
Уильям Сайдис (1898—1944): в 11 лет поступил в Гарвард, а потом работал клерком
Уильям был вундеркиндом-знаменитостью начала ХХ века. Его отец увлекался психопатологией и преподавал в Гарварде. Ну, вы поняли, откуда ноги растут. С самого рождения Уильям стал объектом для экспериментов отца. В полтора года Сайдис-младший читал The New York Times, а в два с половиной печатал на машинке по-английски и по-французски. Отец Уильяма публиковал научные статьи о достижениях сына, а впоследствии выдал книгу, в которой раскритиковал американскую систему образования.
Шестилетний Уильям освоил за полгода семь лет школьной программы, что увеличило и без того немалый интерес журналистов к его персоне. А уже в 9 мальчик поступил в Гарвардский университет. Правда, руководство вуза допустило его к занятиям только в 11 лет, чтобы парень повзрослел и был готов к учебным нагрузкам. Приступив к занятиям, Сайдис даже читал лекции в математическом клубе Гарварда.
О нём писали все газеты. Для многих Уильям явился живым примером преимуществ домашнего обучения над государственными бесплатными школами. Журналисты проочили парню великое будущее и неслыханные открытия. Находились и те, кто сочувствовал мальчику из-за утраченного детства и осуждал отца. Излишнее внимание журналистов к его достижениям, личной жизни и высмеивание промахов довели парня до нервного срыва. В желании скрыться от прессы Уильям бросил науку и жил в разных городах под вымышленными именами, работал клерком, писал романы. Но интерес к судьбе американского гения не угасал. Последний раз Уильям стал героем журналистского материала за семь лет до своей смерти. В публикации рассказывалось о том, что произошло с некогда известными людьми. Сайдиса оскорбил образ, в котором его представили публике. Из-за чего он судился с газетой, но дело проиграл.
Считал ли Уильям отца виноватым в своих несчастьях, неизвестно. Но когда Сайдис-старший умер, сын не пришёл к нему на похороны.
Сильные переживания подорвали его здоровье. Уильям Сайдис умер в 46 лет от обширного инсульта в арендованной комнатке общежития Бостона.
В каждом из нас скрыт большой потенциал, и при верном подходе его легко раскрыть. Главное, чтобы это делалось в интересах личности, а не ради чьего бы то ни было самоутверждения. А если не знаешь, как найти путь к успешному будущему, обращайся к профориентологу — этот специалист поможет тебе раскрыть свой талант и найти дело жизни.
***
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by.