Войти
Абитуриенту

9 известных женщин Беларуси

О женщинах, которые повлияли на ход истории, чаще всего вспоминают накануне 8 Марта. И в списки известных людей Беларуси в основном включают только мужские фамилии. Хотя белорусская история знает много женщин, которые благодаря необычайной любви к своему делу добивались успехов наперекор любым обстоятельствам. Мы собрали 9 интереснейших биографий талантливых и харизматичных уроженок белорусской земли, которых стоит знать.

Ефросинья Полоцкая (предположительно 1101—1167)

Предслава, будучи дочерью витебского князя Святослава Всеславича, отказалась от своего статуса и выбрала другую судьбу: в 12 лет она приняла монашеский постриг под именем Евфросинья и поселилась в келье Софийского собора.

Она занималась просветительской и миротворческой деятельностью, а одним из её обетов стало переписывание книг — нелёгкий труд для девушки, так как писать приходилось на весу, на левой ладони, упираясь рукой в колено. Выводить каллиграфические заглавные буквы, рисовать орнаменты тоже было не так просто.

Памятник Евфросинье Полоцкой во внутреннем дворике БГУ
Памятник Евфросинье Полоцкой во внутреннем дворике БГУ

За свои средства Евфросинья построила две церкви в Полоцке и основала вблизи города женский и мужской монастыри, которые стали центром просвещения Полоцкого княжества. Там работали учильни, библиотеки, скрипторий, богадельня. Вероятно, там же писались иконы и располагались ювелирные мастерские. По заказу Евфросиньи мастер Лазарь Богша сделал известный крест, который, к сожалению, считается утерянным.

Евфросинья Полоцкая — первая женщина в Беларуси, которую признали святой. Её имя одинаково восславляет и христианская, и католическая церковь. В конце жизни (а прожила преподобная Евфросинья, по мнению историков, 66 лет) совершила паломничество в Иерусалим, где скончалась и была погребена. Сейчас мощи святой возвращены на полоцкую землю.

Франтишка Уршуля Радзивилл (17051753)

Она была единственным ребёнком Теофилы Лещинской и Януша-Антона Вишневецкого, известного государственного деятеля Речи Посполитой. Девочка получила отличное домашнее образование, выучила несколько европейских языков, хорошо знала всемирную литературу и писала стихи.

Не удивительно, что Франтишка Уршуля так увлеклась искусством, ведь в семье Вишневецких царила творческая атмосфера: отец был способным оратором и литератором, а дядя имел придворный театр.

В 20 лет Франтишка Уршуля вышла замуж за Михаила Казимира Радзивилла «Рыбоньку», который позже стал великим литовским гетманом. При дворе по её инициативе появился театр — большая роскошь для того времени, доступная только королям. Для него княгиня сама писала пьесы.

Памятник Евфросинье Полоцкой во внутреннем дворике БГУ
Любовь к искусству и литературный талант помогли Франтишке Уршуле превратить Несвиж в культурный центр страны

Поскольку князь часто был в разъездах по службе, его молодая жена решала и множество других вопросов: управляла хозяйством, руководила реставрацией Несвижского замка, защищала город от наездов российских войск, наводила порядок в княжеской библиотеке и восстанавливала типографию. Помимо этого в семье Радзивиллов было несколько детей (к сожалению, только трое из семи из них дожили до совершеннолетия).

Для белорусов и поляков Франтишка Уршуля Радзивилл — первая писательница. Она оставила после себя множество драматургических произведений и около 80 стихотворений. Долгое время её имя было известно только в узкой среде, но сейчас произведения Франтишки Уршули Радзивилл можно свободно прочесть на белорусском языке.

Саломея Регина Русецкая (1718?)

Саломея родилась на Новогрудчине, и когда ей исполнилось 14 лет, её отдали замуж за немецкого окулиста Якуба Гальпира, вместе с которым она переехала в Стамбул. Муж занимался медициной, и Саломею это занятие невероятно захватило. Сперва она просто помогала мужу, а вскоре начала практиковать самостоятельно. Ей даже удалось получить официальное разрешение на врачебную деятельность!

Умная и наблюдательная Саломея, благодаря своим знаниям и происхождению, смогла сделать то, чего не могли другие. По мусульманским законам мужчины (даже врачи) не могли посещать гаремы, а женщины не могли лечить мужчин, поэтому такая работа была по плечу только женщине другой веры.

Даже после смерти мужа Саломея продолжала работать врачом. Приобретенные книги по медицине помогали ей совершенствовать навыки, а знание латинского (ему её обучил слуга Гальпира) — выписывать рецепты. Свои научные труды и письма она писала на польском языке.

Памятник Евфросинье Полоцкой во внутреннем дворике БГУ
Бесценным наследием Саломеи стал эпистолярный роман «Авантюры моей жизни» — воспоминания и рассуждения о событиях того времени, описание людей, с которыми она сталкивалась во время путешествий по странам Запада и Востока

Автор мемуаров, просветительница, первая в истории Речи Посполитой женщина-врач — такой Саломею Регину Русецкую запомнила история. К сожалению, конец её жизни остался покрыт тайной: после паломничества в Святую Землю она планировала поехать в Палестину и Египет, но дальнейшая судьба Саломеи неизвестна.

Эмилия Плятер (1806—1831)

С появлением на свет она получила право называться графиней — родилась Эмилия в графской семье, в Вильнюсе. Когда ей было 9 лет, родители развелись и она вместе с мамой была вынуждена переехать к дальним родственникам в нынешний Даугавпилс.

Эмилия собирала белорусский фольклор, записывала народные песни, стихи, учила танцы и исполняла их сама. Народную музыку она играла на фортепиано, а иногда сама пыталась писать стихи на белорусском языке.

Помимо литературы и музыки девочка увлекалась конным спортом и стрельбой, а её идеалом были женщины-воительницы. Она зачитывалась книгами Гёте и Шиллера, интересовалась подвигами Тадеуша Костюшко и Юзефа Понятовского.

Поэтому не стало неожиданностью, что Эмилия Плятер выбрала себе нелёгкую судьбу революционерки. Узнав о восстании в Варшаве, она стала призывать родственников и знакомых начать подготовку восстания у них, в Литве и Беларуси. И пусть эти планы не осуществились, в девушке разглядели истинного лидера. Местные дворяне посвятили Эмилию в рыцари-Девы по всем старинным обрядам.

29 марта 1831 года Эмилия собрала партизанский отряд из 280 стрелков, 60 всадников и нескольких сотен крестьян, вооружённых косами, и повела его в бой. В то время девушке было 24 года.

Потом она даже успела получить звание капитана — на тот момент это было самое высокое звание, которое могла получить женщина. Но вскоре Эмилия неожиданно заболела и умерла. Виной стало переутомление, усталость, бессонница, голод и другие лишения, которые принесла война.

Эмилия Плятер смело бросила вызов стереотипу о том, что только мужчины могут воевать. Нет сомнения, что она заслуживает право называться «белорусской Жанной д’Арк».

Памятник Евфросинье Полоцкой во внутреннем дворике БГУ
На право называть Эмилию Плятер национальной героиней претендуют одновременно четыре страны: Беларусь, Польша, Латвия и Литва

Алоиза Пашкевич (1876—1916)

Алоиза Пашкевич родилась в шляхетской семье, на Щучинщине. Окончила экстерном Александровскую женскую гимназию в Санкт-Петербурге и уже тогда начала общественно-политическую и литературную деятельность, участвуя в студенческом «Кружке белорусского народного просвещения и культуры».

Затем Алоиза работала фельдшером под Вильно, параллельно занимаясь пропагандистской работой (эта хрупкая на вид женщина участвовала в руководстве Белорусской социалистической громадой). Алоиза Пашкевич страстно защищала права работниц и крестьянок, поэтому пользовалась огромной политической популярностью у революционеров и демократов множества стран.

Во время эмиграции Алоиза успела отучиться в двух университетах — в Кракове и Львове, изучив философию, филологию и историю; путешествовала в Финляндию, Швецию, Италию. Выйдя замуж, она вернулась из эмиграции, стала актрисой театра Игната Буйницкого, редактировала молодёжный журнал «Лучынка».

С началом Первой мировой войны работала сестрой милосердия в тифозном бараке Виленского военного госпиталя. В 1916 году, отправившись на похороны отца, заразилась тифом и умерла.

Современным белорусам Алоиза Пашкевич больше знакома по своему творческому псевдониму — Тётка. Под ним она публиковала свои книги и статьи. Её авторству принадлежат сборники «Хрэст на свабоду», «Скрыпка беларуская», книга для детей «Першае чытанне для дзетак беларусаў».

Констанция Буйло (1893−1986)

Люблю наш край — старонку гэту,

Дзе я радзілася, расла,

Дзе першы раз пазнала шчасце,

Слязу нядолі праліла.

Белорусская поэтесса родилась в Вильно. Её отец, Антон Буйло, служил лесным объездчиком у графа, мать, Настасья Францевна, занималась домом и детьми, пела в костёльном хоре. Семья жила скромно, но родители с малых лет приучали детей к чтению, науке и музыке.

Позже семья переехала в Вишнево (Воложинский район), где маленькая Констанция познакомилась с Эмилией Станкевич — матерью Владиславы Станкевич. Пани Эмилия давал уроки французского для Констанции. А между девочками завязалась дружба, которая продолжалась и после того, как Владислава Станкевич стала женой Янки Купалы.

Первой стихотворение Констанции «Лёс» было опубликовано в газете «Наша нива» (1909), под именем её брата Эдуарда — Э.Буйло. Именно он настоял отправить стихотворение в газету, а чтобы сестра наконец-таки решилась, предложил подписать его своими инициалами.

В 1914 году в типографии Мартина Кухты вышла первая книга поэтессы — «Курганная кветка». Её оформлением занимался Язэп Дроздович, а редактировал сам Янка Купала. Деньгами помогла княгиня Мария Магдалена Радзивилл.

Оформление обложки Язэпа Дроздовича

Позже Максим Горецкий в «Истории белорусской литературы» назовёт Констанцию Буйло наиболее талантливой после Алоизы Пашкевич (Тётки) поэтессой в белорусской литературе начала ХХ века.

В том же году Констанция Буйло закончила учительские курсы и отправилась на работу в Лидский уезд. Когда началась Первая мировая война, она поступила на работу в канцелярию Всероссийского земского союза (организация занималась снабжением армии), где и познакомилась с будущим мужем — Виталием Калечицем. В 1916 году пара обвенчалась.

Через 10 лет мужа Констанции Буйло отправят в ссылку по обвинению в содействии враждебной партии. И только в 1950 году она узнает, что её муж умер в лагере ещё в 1942 году. В 1957 году Антон Калечиц был посмертно реабилитирован.

В 1968 году она получила звание «Заслуженный работник культуры БССР».

Лариса Александровская (1902−1980)

Белорусская оперная певица обладала уникальными вокальными данными. Её называли «белорусским соловьём». Её имя носит детская музыкальная школа искусств № 1 в Минске. Здесь же, в Минске, и родилась сама Александровская. С детства увлекалась музыкой, народными песнями, выступала в самодеятельности.

Спасаясь от войны, её семья в 1914 году переезжает в Петербург. Там она впервые знакомится с творчеством профессиональных оперных певцов. А на одном из гимназических вечеров её выступление отметила солистка Мариинской оперы и предложила начать занятия пением. Но из-за развода родителей Ларисе пришлось оставить занятия и вернуться в Минск.

В качестве певицы Лариса Александровская выступала в полупрофессиональном театре при Политотделе Западного фронта. А в 1924 году поступила в Минский музыкальный техникум. Выпускная работа певицы — партия Маргариты из оперы «Фауст» Шарля Гуно, которую она исполнила на белорусском языке.

В 1927 году на Международной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне она исполняла белорусские народные песни.

Когда в 1933 году открылся Белорусский театр оперы и балета спектаклем «Кармен», Лариса Александровская исполнила в нём главную партию. Позже, с 1951 по 1960 года, была главным режиссёром оперного театра.

В 1940 году она получила звание народной артистки СССР. Во время Великой Отечественной войны выступала с концертами в госпиталях, партизанских отрядах и на фронте.

После войны активно занималась общественной деятельностью.

Вера Хоружая (1903—1942)

Вера родилась в Бобруйске в 1903 году, позже вместе с семьёй переехала в Мозырь, где окончила школу. В 16 лет она успела поработать батраком у кулаков, затем учителем в селе, а после ушла добровольцем на гражданскую войну в Красную Армию. Ещё будучи подростком, она увлеклась революционными идеями.

Активная и смелая девушка работала секретарём подпольного ЦК комсомола и была членом ЦК КП Западной Белоруссии, членом ЦК комсомола Польши. В 21 год была арестована во время массовой «зачистки» членов компартии и приговорена к шести годам лишения свободы, которые позже были увеличены до восьми.

В 1932 году ей удалось вернуться в Советский Союз. Книга «Письма на волю», которую она написала в тюремных застенках, получила высокие отзывы. За выдающиеся заслуги в революционном движении Вера Хоружая была награждена орденом Красного Знамени.

С первых дней Великой Отечественной войны и до дня гибели Вера Хоружая сражалась в партизанском отряде. Её группа провела множество диверсий на железной дороге, заводах, собирала разведывательные данные для командования советских войск. Но гитлеровцам удалось схватить её вместе с боевыми товарищами. Через месяц Вера Хоружая была казнена.

Памятник Евфросинье Полоцкой во внутреннем дворике БГУ
Этой смелой и решительной партизанке было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно

Стефания Станюта (1905—2000)

В семье известного белорусского художника Михаила Станюты родилась дочь, которую назвали Стефанией. Она училась в церковно-приходской школе, затем в Минской женской правительственной гимназии. Девочка пробовала себя как хористка, танцовщица, статистка, а в 16 лет сыграла первую роль в театре. С тех пор её любовь к сцене только крепчала.

И пусть Стефания получила театральное образование в Москве, но всю жизнь проработала в Белорусском театре имени Янки Купалы. Всего она сыграла около 200 ролей, но широко известна стала благодаря ролям бабушек и пожилых женщин. Когда актрисе было 53 года, ей впервые предложили роль в кино, что сделало её ещё более узнаваемой.

Памятник Евфросинье Полоцкой во внутреннем дворике БГУ
Одна из самых узнаваемых ролей Стефании Станюты — старуха Дарья из фильма «Прощание» (1981)

Сцена не отпускала Станюту до самого конца, и актриса не противилась этому. Она прожила долгих 95 лет и работала до последних дней жизни.

Нам хотелось бы включить в эту статью ещё много женских имён, достойных внимания. Возможно, когда-нибудь мы напишем вторую часть. Такие биографии вдохновляют и дают понять, что даже самые сложные и нереальные вещи воплощаются в жизнь, если приложить усилия. И пол здесь не играет роли.

Узнайте о наших курсах подготовки к ЦТ и ЦЭ. Спасибо, что дочитали до конца. Мы рады, что ответили на ваши вопросы.

Каталог учебных заведений Адукар

ЦТ онлайн

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Привет! Ты уже записался на наши итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой! Регистрируйся, если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!