Чтобы стать крутым программистом, нужно со школьных лет работать над собой. Это негласное правило на все сто подтверждают наши герои. Андрей Яранцев и Сергей Кадомский, специалисты одной из самых популярных компаний в сфере разработки компьютерных игр, охотно рассказали Адукару о собственном пути в мир информационных технологий и его будущем в Беларуси.
Кем вы мечтали быть в детстве?
Яранцев: В самом раннем детстве я хотел стать космонавтом, как и все советские мальчишки, потом у меня был вариант поступать в военно-морское училище (мой отец — офицер). Но сильно сомневался, стоит ли идти туда, где нужно отдавать и выполнять приказы. В какой-то момент понял, что нужно подыскать гражданскую специальность.
Кадомский: В детстве точно не знал, кем хочу стать, но был уверен: моя жизнь будет связана с компьютерами. Отец работал на заводе по их производству. Так что с ними познакомился очень рано. И с тех пор точно знал: это моё.
Какие предметы больше всего полюбились в школе?
Яранцев: В старших классах неплохо-таки разобрался в физике и поступил по олимпиаде без экзаменов в вуз. И ни о чём не жалею. Звёзды так сошлись, что другой специальности я бы для себя не хотел и вот почему: физика учит постигать суть всех законов, формул, уравнений, докапываться до природы вещей. Она даже в каком-то роде помогла овладеть азами предпринимательства. Ведь грамотно сформулированный вопрос — это 50% ответа.
Кадомский: Мне хорошо давалась математика и физика, после окончания школы стал студентом РТИ (нынеший БГУИР).
Что смотивировало вас на изучение таких сложных дисциплин?
Яранцев: Я с детства занимался различными видами спорта, и у меня появлялась «спортивная злость», когда ребята, с которыми учился, разбирались в чём-то круче меня. Так получилось, чаще общался с ребятами, которые увлекались компьютерами, математикой и физикой. И чтобы выделиться в этой группе, начал уделять больше времени изучению физики и математики.
Кадомский: Просто учил то, что нравится и так получилось, что это были технические науки. Правда, без учителя интерес к предмету не появится, он может как разжечь его, так и погасить. У меня на втором высшем преподавали замечательные учителя, потому что большинство из них были практиками, а не чистыми теоретиками.
Вузовское образование как-то изменило ваши интересы?
Яранцев: В вузе я изучал не просто физику, а биофизику. В школе, правда, не любил химию и биологию, так что мне пришлось садиться и заново изучать эти дисциплины. Но ничего, разобрался.
Кадомский: За время учёбы в университете я, честно говоря, поменял свою цель — понял что быть только технарём не интересно, и сразу после защиты диплома пошел учить бизнес и маркетинг в ИБМТ БГУ. Лет 8 назад решил переместиться с сугубо технической специализации в управление продуктами, но с полной уверенностью говорю, что техническое высшее образование дало очень хороший базис, на который я опираюсь каждый день.
Как складывалась ваша карьера в IT?
Яранцев: За десять лет (начиная с вуза) я вырос от тестировщика до технического директора одной из IT-компаний, и моё развитие остановилось. Где-то в 2008 году стал искать пути для дальнейшего совершенствования. И тут вспомнил, что ещё в детстве хотел заниматься играми. В конце 2010-го я пришёл в Wargaming, когда «танки» только-только появились.
Кадомский: Мне больше нравится работать на пересечении профессий. А вообще моё первое дело, связанное с IT, появилось у меня ещё в 9-м классе: учил детей коллеги отца обращаться с компьютером. Получил первые деньги и понял: делиться знаниями гораздо приятнее. Сфера IT даёт человечеству многое, и то, что я могу приложить к этому руку, сделать чью-то жизнь счастливее, а работу комфортнее, быстрее и эффективнее, доставляет радость.
Каковы будни IT-шника?
Яранцев: В моей работе каждый новый день приносит какие-то неожиданные вызовы, ситуации, интересные и сложные одновременно. Если пару дней не было кризиса, я начинаю напрягаться, потому как знаю: к концу недели меня ждёт что-то очень серьёзное. Здесь постоянное движение. Многое приходится познавать из психологии.
Что вы думаете о перспективах IT в нашей стране?
Яранцев: Если наша талантливая молодёжь увидит перспективу, останется в Беларуси, захочет развиваться и к чему-то стремиться (а это самое главное), то всё будет хорошо.
Кадомский: Считаю, большое будущее ждёт связку IT и образовательный процесс. Я смотрю на образование как на сферу с большим прорывом. Интернет дал нам возможность работать без границ. Существуют программы, позволяющие играть в одной музыкальной группе, будучи в разных уголках планеты. В Беларуси хорошее техническое образование и люди трудолюбивые: одно на другое умножается и получаются хорошие профессионалы. К сожалению, государство и бизнес не обращают должного внимания на развитие школьников. У меня подрастают две дочки, и мне хочется верить, что, когда они пойдут в школу и далее в вуз, мы догоним хотя бы европейское и американское образование. А можем даже и перегнать. Всё в наших силах.
Что бы вы порекомендовали ребятам, желающих построить карьеру в IT-сфере?
Яранцев: Для сферы IT нужно владение английским. Это не делает тебя уникальным, а уравнивает твои шансы среди нескольких миллиардов людей, которые живут на планете Земля. Ты просто начинаешь играть с ними в одной лиге. Второй момент — уверенное знание математики. А дальше выбор за тобой: хочешь — изучай физику, программирование, занимайся сборкой роботов. Поэтому, при воспитании своих детей, считаю полезным давать им полную свободу выбора будущей профессии, но требовать изучать английский. А ещё математику — на её языке общаются все другие науки.
Кадомский: Со своей стороны, рекомендовал бы ребятам, желающим работать в IT, учить английский, искать себе консультанта или ментора, который бы помог развиваться в программировании. Крутым программистом становятся не по окончании вуза, а ещё в школе. Мой одноклассник начал программировать ещё в 5-классе, теперь же он работает за границей на крупные компании.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by